Дополнительные приборы
на главную

• Неисправность вентиляции и отопления салона

366. Нормальную вентиляцию и отопление салона нарушают следующие неисправности.

Обрыв или нарушение контакта электропроводки, соединяющей электродвигатель вентилятора и переключатель управления на панели, блок плавких предохранителей и сопротивление, повреждение плавкого предохранителя, отсутствие надежного соединения электродвигателя вентилятора на «массу», неисправности электродвигателя вентилятора, вмятины или трещины на радиаторе отопителя, коррозия или увеличенный износ его крана, течь резиновых шлангов, повреждения кожухов и крышек люков притока и распределения воздуха.
При механических повреждениях приборы и детали вентиляции и отопления обычно заменяют.

367. Типичная неисправность отопителя — отказ в работе привода крана отопителя и самого крана.

Кран отопителя, несомненно — одно из слабых мест «Жигулей».
Проверьте состояние привода, закрепите оболочку тяги, замените тягу или сам кран.

368. Кроме вентилятора, не работают и стеклоочистители.

Вероятно, поврежден плавкий предохранитель.

369. Выявлено, что не работает электродвигатель вентилятора отопителя.

Прежде чем искать неисправность в нем самом, при помощи контрольной лампы убедитесь, не перегорел ли предохранитель в монтажном блоке. Затем проверьте состояние переключателя отопителя. Если напряжение не подается на его выходные клеммы, значит, повреждены провода или окислились их наконечники. Поврежденные провода или переключатель замените или зачистите наконечники.

370. Единственный возможный ремонт электродвигателя вентилятора отопления — зачистка коллектора.

Для этого не нужно снимать электродвигатель с автомобиля.
Достаточно снять защитный колпак, а затем крышку со щеткодержателем, отвернув два винта крепления. Загрязненный, замасленный коллектор зачищают мелкозернистой шкуркой, а затем протирают тряпкой, смоченной в вазелине.
При всех прочих неисправностях электродвигатель желательно заменить. О снятии и проверке электродвигателя см. также «Неисправность очистителя ветрового стекла».

371. Коллектор электродвигателя можно зачистить, протерев его чистой тряпкой, слегка смоченной в техническом вазелине или жиру.

Нельзя использовать чрезмерно изношенный или обгоревший коллектор. Заедание щеток в щеткодержателе не допускается; давление пружин должно быть достаточным. Якорь электродвигателя должен вращаться свободно с необходимой частотой. Следы заеданий якоря зачищают шкуркой. Если якорь электродвигателя вращается медленно, а коллектор при этом чистый, то или вал якоря заедает в подшипниках, или возникло межвитковое замыкание в обмотке якоря. Если нужно, разберите электродвигатель и зачистите шейки вала якоря или вообще замените электродвигатель.

• Неисправность очистителя ветрового стекла

372. Щетки очистителя не перемещаются.

Если при этом не перегорел предохранитель, то вероятными причинами неисправности могут быть обрыв электрической цепи питания электродвигателя или окисление наконечников проводов, повреждение переключателя очистителя, зависание щеток электродвигателя, загрязнение или замасливание коллектора якоря и, реже, обрыв обмотки возбуждения.
Чтобы устранить причины этих неисправностей, осмотрите электрическую цепь питания электродвигателя, обращая внимание на надежность штекерных соединений, состояние проводов и, если нужно, устраните обрыв, замените поврежденные провода или зачистите наконечники проводов.
Замените при обнаружении поврежденный переключатель очистителя.
Для этого нужно просто с помощью тонкой отвертки извлечь его из гнезда, отсоединить провода и установить новый.

373. Проверяем исправность электродвигателя и коллектора.

Предварительно снимаем с автомобиля стеклоочиститель.
После разборки электродвигателя для удаления отложений угольной пыли продуваем его внутренние полости свежим воздухом, а затем проверяем состояние щеток и коллектора.
Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно и без заеданий, пружины — быть целыми и надежно прижимать щетки к коллектору.
Об очистке коллектора и якоря см. также «Неисправность вентиляции и отопления салона».


Детали моторедуктора очистителя ветрового стекла


Напомним, что моторедуктор — это электродвигатель, соединенный в одном корпусе с редуктором.

374. При сборке электродвигателя нужно вовремя отвести щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не повредить их кромки.

При установке якоря в корпус не ударяйте им о полюса.
После сборки для центровки подшипников постучите деревянным молотком по корпусу электродвигателя. При обрыве обмотки возбуждения электродвигателя его заменяют.

375. Электродвигатель очистителя работает, а щетки не движутся.

Такая неисправность возникает при слабом креплении кривошипа на оси шестерни редуктора или по причине поломки зубьев шестерни редуктора. Для устранения поврежденную шестерню замените, проверьте и подтяните гайку крепления кривошипа.

376. Щетки не движутся, а предохранитель при включении очистителя перегорает.

Возможно, деформировались рычаги очистителя, которые задевают за детали кузова и создают большое сопротивление, или в механизм очистителя попал посторонний предмет, или щетки примерзли к стеклу, или в обмотке якоря произошло короткое замыкание. Для устранения рычаги снимите и выправьте, очиститель замените, примерзшие щетки отделите от стекла (чтобы зимой они не примерзали к стеклу при длительных стоянках, на концы рычагов можно надеть кусочки резиновой трубки), извлеките посторонний предмет из механизма очистителя.
В случае короткого замыкания в обмотке якоря замените электродвигатель или якорь.

377. В прерывистом режиме работы щетки не движутся.

Реле прерывистого режима работы щеток обычно крепится к кузову винтами под панелью приборов с левой стороны. Поврежденные реле очистителя или переключатель замените.

378. В прерывистом режиме работы электродвигатель не останавливается.

Возможно, произошел обрыв, перегорела обмотка или спеклись контакты прерывателя реле. Контакты прерывателя зачистите, реле замените.

379. При работах со щетками и рычагами не следует поднимать рычаги на максимально допустимые углы.

Могут растянуться пружины.
Для контроля исправности щеток залейте ветровое стекло водой. Не более чем за три двойных хода на малой скорости щетки должны очистить его.

380. В прерывистом режиме щетки не останавливаются.

Возможные причины: загрязнение контактов концевого выключателя в моторедукторе, неразмыкание их кулачком шестерни редуктора, повреждение реле очистителя.
Для устранения проверьте и, если нужно, зачистите контакты концевого выключателя, проверьте, размыкает ли контакты кулачок шестерни редуктора. Если контакты не размыкаются, подогните пружинную пластину или стойки с контактами выключателя.
Если после этого щетки все равно не останавливаются при работе в прерывистом режиме, то причина неисправности в реле очистителя.

381. Щетки останавливаются слишком высоко.

После выключения щетки должны останавливаться в нижнем положении. При работе они не должны касаться уплотнителя.
Если они останавливаются слишком высоко, измените установку рычагов, переставьте их на зубчатой втулке.

• Снятие/установка очистителя

382. Порядок снятия очистителя ветрового стекла следующий.

Снимаем щетки с рычагами, открываем капот, отсоединяем провода от аккумулятора, моторедуктора очистителя и вентилятора отопителя.
Снимаем крышку монтажного блока, вынимаем реле, снимаем вентилятор отопителя.
Отвертываем гайки осей рычагов и снимаем шайбы с прокладками.
Отвертываем болт крепления кронштейна привода 'моторедуктора и снимаем очиститель. Установка производится в обратной последовательности.
Отсоединение тяг и снятие моторедуктора с кронштейна производят только на верстаке.

• Замена рычага и резинки щетки

383. Для замены рычагов щетки снимите колпачки с их гаек с помощью отвертки.
Затем отверните гайки и снимите рычаг. При установке рычаг наденьте таким образом, чтобы он встал в исходное положение.
Для замены резинки снимите щетку, с обратной стороны резинки снимите обе стальных планки плоскогубцами.


Боком выньте планка из верхних<br />
зажимов и вытащите резинки вместе с планками из остальных зажимов


При установке обе планки и резинку с помощью плоскогубцев опять запрессуйте в верхней скобе так, чтобы выступы скобы с обеих сторон входили в выемки резинки.

384. При очистке остаются полосы на стекле.

Резинка, возможно, загрязнена или изношена, потеряла эластичность. Резинку очистите твердой нейлоновой щеткой и раствором моющего средства или спиртом. Радикальные меры — подержать затвердевший «дворник» минуту-другую в кипящей воде или заточить резинку мелкозернистым наждаком (водим резинкой по наждаку).

385. Вода, остающаяся в зоне действия очистителя, сразу же собирается в капли.

Ветровое стекло загрязнено маслом или средством автокосметики, очистите его.

386. В одну сторону щетка работает хорошо, а в другую плохо, проскакивает.

Причина либо в том, что согнулся рычаг, и резинка расположена косо по отношению к поверхности стекла, либо в том, что резинка гнется только в одну сторону, что резинка односторонне деформирована. Осторожно проверните рычаг-«поводок», пока не будет достигнуто перпендикулярное положение резинки по отношению к поверхности стекла, или поставьте новую щетку.

387. Образуются пропуски в очистке.

Резинка может выскочить из держателя (вставляем ее), неравномерно прилегать к стеклу (обычно из-за непрофессиональной смены резинки: согнута щетка или тяга), а также рычаг может недостаточно сильно прижимать резинку, заржавев после длительного хранения. Смажьте рычаг и пружину или поставьте новый рычаг).

388. Если щетка износилась, лучше заменить не только резинку, а всю щетку целиком.

При покупке щетки проверьте, чтобы резиновая лента была эластичной, а ее рабочая кромка тонкой и не вогнутой.
Установив новый «дворник» убедитесь, что он без заеданий очищает ветровое стекло.

389. Устранение неисправностей очистителей фар и заднего стекла производится в целом аналогично устранению неполадок очистителей ветрового стекла.

Основными причинами выхода их строя очистителей и омывателеи являются: перегорание предохранителей, повреждение выключателя, отсутствие контакта либо обрыв провода, идущего от источника питания к потребителю, повреждение электронасоса, трубок омывателеи, питательного бачка.
Устранение неисправностей начинаем с проверки исправности предохранителей. Если предохранитель, установленный в моторедукторе, перегорел, устанавливаем причину этого. Перегорание предохранителя заметно на глаз (порвалась пластинка) либо обнаруживается при включении контрольной лампы вместо перегоревшего предохранителя. Заменяем перегоревший предохранитель только после установления причины замыкания (при отключении потребителя, в котором замыкает, контрольная лампа гаснет; отсоединяем потребители, начиная с наиболее отдаленных источников тока).
Если предохранитель исправен, проверяем работоспособность клавишного выключателя. С помощью отвертки вынимаем его из гнезда и соединяем провода напрямую. Если при этом электродвигатель заработает, значит, выключатель неисправен.
Зачищаем его контакты, если они окислены, или заменяем выключатель. Затем с помощью контрольной лампы проверяем, нет ли нарушения контакта или обрыва провода в цепи потребителя.
Обрыв или нарушение контакта будет на том участке цепи, в начале которого лампа горит, а в конце гаснет.
Что касается любого омывателя, то случается, что выводы электронасоса и обмотки якоря омывателя обрываются.
Электронасос с такими неисправностями заменяем. Поврежденные бачок или трубки омывателя также не ремонтируем, а заменяем.

390. Неисправность водяного насоса омывателя чаще всего вызвана коррозией металлической оси.

Если автомобиль долгое время не используется, она прикипает к металлокерамическим втулкам. Разобрать насос и смазать втулки несложно, а вот при сборке надо быть аккуратным. Стоит немного перетянуть винты корпуса, и вы зажмете ось ротора, поэтому, подключив этот маленький насос к электросети, проверьте, вращается ли вал.
Если нужно, чуть ослабьте винты.

391. Из-за перегрева отказывается работать насос какого-либо омывателя.

Слегка ослабьте винты корпуса.



Совет дня
Через каждые 15 000 км пробега (раз в год) следует удалять воду из топливного фильтра.