Неисправности контактной системы зажигания
на главную

128. Поиск неисправностей в контактной системе зажигания начинают, как и в бесконтактной, со свечей и крышки распределителя (см. главы «Свечи зажигания» и «Неисправности системы зажигания»).

При условии, конечно, что момент зажигания установлен правильно.
В целом элементы бесконтактной системы зажигания проверяют так же, как уже описанные аналогичные элементы контактной системы зажигания (см. советы в предыдущих главах). Существует, однако, ряд принципиальных отличий, обусловленных конструкционными особенностями контактной системы.

• Проверка исправности «на искру»

129. В контактной системе зажигания можно проверять работоспособность ее элементов «на искру».

Так, например, убедиться в том, что двигатель не пускается именно по причине неисправности свечи зажигания можно следующим образом.
Следует снять провод высокого напряжения со свечи одного из цилиндров и установить зазор 5—7 мм между наконечником этого провода и «массой» автомобиля.
Если в зазоре при прокручивании коленвала двигателя стартером или пусковой рукояткой возникает хорошая бесперебойная искра, значит, неисправность не в цепи высокого напряжения, а в свече. Значит, следует вывернуть свечи зажигания из двигателя и очистить или заменить их.

130. Неисправность крышки распределителя также можно определять «на искру».

Следует вынуть центральный провод высокого напряжения из крышки распределителя (тем самым распределитель исключается из цепи тока высокого напряжения) и установить зазор 5—7 мм между наконечником этого провода и «массой» автомобиля. Если при проворачивании коленвала двигателя в зазоре появилась сильная искра, значит цепь высокого напряжения исправна до распределителя, а неполадки следует искать в крышке распределителя или в роторе.

• Ротор

131. Для проверки ротора распределителя-прерывателя не нужно снимать его.

Достаточно подвести конец центрального провода высокого напряжения от катушки зажигания на расстояние 3 мм от бокового контакта ротора и размыкать рукой контакты прерывателя. Если ротор неисправен, в зазоре между высоковольтным проводом и боковым контактом ротора при размыкании контактов появляется искра. Значит, в роторе есть трещина, и он замыкает на «массу» автомобиля. В этом случае ротор следует заменить.

132. Если резистор ротора перегорел, причина неисправности в нем.

Замените его.
Если это случилось в пути, в качестве временной меры рекомендуем вам устроить перемычку из тонкой медной или алюминиевой проволоки между центральным и боковыми контактами ротора. До тех пор, пока вы не поставите резистор, в вашем автомобиле и в окружающем его пространстве уровень радиопомех будет повышенным.

• Обрыв в цепи низкого напряжения

133. Двигатель не пускается, стрелка амперметра стоит на нуле при проворачивании коленвала: в цепи тока низкого напряжения обрыв.

Определить его можно при помощи лампы-переноски. Вот как это делается в «Жигулях».


Октан-корректор


Предварительно надо снять крышку распределителя, повернуть коленвал в положение, при котором контакты прерывателя полностью разомкнуты, включить зажигание и один конец провода переноски подсоединить на «массу» автомобиля, например, при помощи зажима типа «крокодил». Затем другой конец провода переносной лампы последовательно присоединить зажиму прерывателя, проводу, пружине рычажка, подвижному контакту прерывателя. Если стрелку октан-корректора установить на нуль, то при исправных перечисленных деталях прерывателя в моменты присоединения провода переноска будет гореть. Если же переноска не горит, значит, на соответствующем участке, например, от зажима прерывателя до провода, от провода до пружины рычажка и т. д., имеется обрыв.
При этом учитывайте, что на участке замок зажигания — зажим прерывателя имеется катушка зажигания (у «Волги», «Москвича» и «Запорожца» — с дополнительным сопротивлением).

134. Чтобы устранить обнаруженный обрыв в цепи тока, предварительно выключите зажигание.

Если неисправна катушка зажигания, замените.
Перегоревшее дополнительное сопротивление катушки зажигания замените исправным. Если оно перегорело в пути, вместо него можно установить медную или алюминиевую проволоку.

• Проверка контактов прерывателя

135. Проверку цепи тока низкого напряжения оканчивают проверкой исправности контактов прерывателя.

Контакты должны быть чистыми и хорошо прилегать друг к другу. Если нужно, их зачищают плоским надфилем (или мелкой монетой), протирают тряпицей, смоченной в бензине, а затем сухой тряпицей.
После этого нужно провернуть коленвал двигателя в положение, при котором контакты прерывателя будут замкнуты, и убедиться, что контакты соприкасаются всей поверхностью. Если этого не происходит, то, подгибая стойку неподвижного контакта, добейтесь того, чтобы контакты заняли правильное положение.


Распределитель зажигания «семерки»


136. Затем проверяем, нет ли обрыва провода, соединяющего пластину контактов с «массой».

Подсоединяем один конец провода переносной лампы к неподвижному контакту прерывателя, а другой конец провода к «массе». Включаем зажигание. Лампа не должна гореть. Если лампа загорится даже очень слабым, тлеющим накалом, значит, неисправны контакты или произошел обрыв провода, соединяющего пластины контактов прерывателя с «массой». Оборванный провод следует заменить.
Аналогичным образом ищут обрыв в цепи тока низкого напряжения на любом участке от аккумулятора до неподвижного контакта прерывателя.

137. Провод цепи тока низкого напряжения замыкается на «массу».

Если двигатель не запускается, а стрелка амперметра отклонилась на разрядку на 2—4 А и остается неподвижной при проворачивании ко-ленвала, значит, цепь тока низкого напряжения замыкается на массу.
Такая неисправность может быть вызвана целым рядом причин:
— не размыкаются контакты прерывателя,
— внутри прерывателя происходит замыкание;
— неисправен конденсатор;
— происходит замыкание на «массу» первичной обмотки катушки зажигания или дополнительного резистора;
— происходит замыкание на «массу» провода, соединяющего зажим включателя стартера с зажимом катушки зажигания.

• Выявление неисправности по цепочке

138. Место замыкания провода на «массу» определяют при помощи амперметра методом исключения отдельных элементов цепи.

При отключении неисправного элемента цепи тока низкого напряжения стрелка амперметра должна показать нуль.

139. Первым проверяют размыкание контактов прерывателя при проворачивании коленвала двигателя.

Контрольный зазор между максимально разомкнутыми контактами прерывателя должен составлять 0,37—0,43 мм на автомобилях ВАЗ и 0,35—0,45 мм на остальных отечественных автомобилях. При слишком малом или слишком большом зазоре двигатель не будет пускаться.
Зазор между контактами прерывателя регулируют в следующей последовательности. Снять крышку распределителя и, медленно проворачивая коленвал двигателя пусковой рукояткой, привести распределитель в такое положение, при котором контакты прерывателя будут максимально разомкнуты. Затем проверить зазор между контактами плоским щупом.

140. Несоответствующий норме зазор между контактами регулируется следующим образом.


Регулировка зазора между контактами прерывателя зажигания «Москвича»


Отпустите стопорный винт. Смещая пластину стойки неподвижного контакта при помощи эксцентрикового винта (автомобиль «Москвич») или смещая отверткой контактную стойку (автомобиль «Жигули»), установите необходимый зазор. После этого закрепите стопорный винт и вновь проверьте зазор между контактами.


Регулировка зазора между контактами прерывателя зажигания автомобиля «Жигули»


141. Контакты должны быть чистыми, сухими и плотно прилегать друг к другу всей поверхностью.

При необходимости контакты следует зачистить.
В процессе работы двигателя контакты постепенно загрязняются и окисляются, на их поверхности образуется окалина. Зачищают контакты надфилем (или, в крайнем случае, мелкой монеткой). Для этого установите кулачок прерывателя в состояние полного смыкания контактов, а затем рукой отведите подвижный контакт от неподвижного на расстояние, равное толщине надфиля. Зачищайте контакты движением «вперед-назад», так, чтобы не нарушить параллельности их плоскостей. После зачистки контактов обдуйте панель прерывателя воздухом из насоса, затем протрите контакты смоченной в чистом бензине замшей.
При большом износе, когда зачистка уже не дает результата, контакты следует заменить.

• Конденсатор

142. При нормальном зазоре между контактами прерывателя переходим к проверке конденсатора.

Чрезмерное искрение между контактами прерывателя при пуске двигателя — характерный признак неисправности конденсатора.
Конденсатор можно проверить с помощью амперметра. Размыкаем контакты рукой, отключаем конденсатор, наблюдаем за показаниями стрелки амперметра. Если стрелка амперметра отклонилась к нулю с положения разрядки 2—А А, значит, конденсатор неисправен, и его следует заменить.
Пробой конденсатора на «массу» можно проверить также с помощью переносной лампы.


Пробой конденсатора на «массу» можно проверить также с помощью переносной лампы


Отсоедините провод катушки зажигания и провод конденсатора от зажима прерывателя и подключите к ним переносную лампу. Если лампа горит при включенном зажигании, то конденсатор неисправен.
При отсутствии запасного конденсатора можно временно использовать конденсатор звукового сигнала.
В пути неисправный конденсатор можно не снимать, а лишь отсоединить его провод от зажима прерывателя. Новый конденсатор присоединяют рядом с катушкой зажигания, соединив его провод с зажимом катушки, а корпус — с «массой».

• Прерыватель

143. При отключенном конденсаторе амперметр по-прежнему показывает разрядку 2—4 А. Конденсатор исправен, а причину неисправности следует искать в прерывателе.

Если при отключенном конденсаторе стрелка амперметра возвратится к нулю, происходит замыкание внутри прерывателя, проверьте его. Не замыкают ли на «массу» провод, соединяющий зажим прерывателя с шиной, или пружина, или рычажок подвижного контакта. Может случиться также, что износилась текстолитовая пятка рычажка подвижного контакта. Отклоните рукой рычажок от кулачка. Если стрелка амперметра установится на нуль, замените текстолитовую пятку.
Если же при отключении прерывателя стрелка амперметра по-прежнему показывает разрядку 2—4 А, проверьте катушку зажигания.

• Катушка зажигания

144. Двигатель не пускается. При выключенном зажигании катушка зажигания горячая: она неисправна.

Наиболее распространенной причиной преждевременной поломки катушки зажигания является включение зажигания на длительное время при неработающем двигателе.
Чтобы убедиться в неисправности катушки зажигания, выньте из зажима крышки распределителя центральный провод высокого напряжения и установите зазор 5—7 мм между наконечником этого провода и «массой» автомобиля. Исправная катушка при проворачивании колен-вала двигателя в момент размыкания контактов будет давать сильную искру с голубым отливом. Лри неисправности катушки искры не будет вовсе или она будет слабой. При отключении неисправной катушки показания амперметра установятся на нуль.

145. Неисправность ищите в первичной обмотке катушки зажигания, в дополнительном сопротивлении.

Неисправную катушку зажигания следует заменить, следя за надежностью подсоединения, закрепления и изоляции проводов.
Замыкание проводов на «массу» устраняют с помощью клейкой ленты или заменяя провод запасным (при этом надо учитывать сечение провода и его изоляцию).
• Короткое замыкание
146. При включении стартера стрелка амперметра отклоняется до отказа на разрядку. Произошло короткое замыкание в цепи низкого напряжения (замок зажигания — стартер — аккумулятор).
В этом случае двигатель не пускается. Характерны также тление изоляции проводов, сильный нагрев стартера и замка зажигания.
Немедленно выключите стартер, зажигание. Выключите «массу» аккумулятора дистанционным включателем, а если его нет, быстро откройте капот и снимите любой провод с выводов батареи.
После этого необходимо найти и устранить короткое замыкание. Чаще всего короткие замыкания происходят из-за повреждения изоляции провода в местах, где он проходит через отверстия в кузове, в местах крепления или при касании токонесущего провода стартера горячей приемной трубы глушителя.



Совет дня
Правильность регулировки подшипников окончательно проверится по нагреву ступиц колеса при движении.