Контактная система зажигания
на главную

На автомобилях более старых марок устанавливалась контактная система зажигания.
Если вы не находите чего-то, интересующего вас о контактной системе зажигания, о ее неисправностях, в данной главе, обратитесь к главам, в которых идет речь о бесконтактных системах зажигания: мы старались не повторяться.
Принцип действия контактной системы зажигания следующий.
При повороте ключа включателя зажигания и замыкании контактов прерывателя по цепи


Распределитель зажигания на двигателе «Жигулей-2101»


низкого напряжения идет электрический ток. С увеличением частоты вращения коленвала ток будет поступать уже от генератора. Проходящий по первичной обмотке катушки зажигания ток низкого напряжения создает вокруг нее сильное магнитное поле. Когда вращающийся кулачок прерывателя размыкает контакты прерывателя, ток в первичной обмотке прекращается, и магнитное поле первичной обмотки индуктирует во вторичной обмотке ток высокого напряжения, необходимый для получения искрового разряда на свечах зажигания, воспламеняющих рабочую смесь в цилиндрах.


Схема контактной системы зажигания


Ток высокого напряжения проходит путь с вторичной обмотки на разносную пластину ротора распределителя, боковую клемму распределителя к свече. От свечи он идет на «массу», затем на «—» аккумулятора, «+» аккумулятора, включатель, резистор, первичную и вторичную обмотки катушки зажигания.

• Установка момента зажигания

125. Момент зажигания устанавливают в следующем порядке.

Поршень первого цилиндра поставить в верхнее положение, соответствующее концу такта сжатия. Для этого вывернуть свечу первого цилиндра и, закрыв свечное отверстие пальцем, вращать коленвал двигателя до начала сжатия в первом цилиндре. Палец будет ощущать давление сжатого воздуха.
Затем, медленно вращая коленвал, точно совместить метки установки зажигания. На двигателе «Запорожца» метка на шкиве коленвала должна совпадать с меткой (выступом) на крышке распределительных шестерен. На двигателе «Москвича» первая метка на шкиве коленвала (по ходу вращения) должна совпадать с установочным штифтом на передней крышке блока цилиндров.
На двигателе ГАЗ-24 «Волги» первая метка на шкиве коленвала должна совпадать с концом штифта на крышке распределительных шестерен. На двигателях автомобилей ВАЗ метка на шкиве коленвала должна совпадать со средней меткой на крышке привода механизма газораспределения.


Расположение меток для установки зажигания в автомобилях ВАЗ


Начало размыкания контактов можно установить при помощи переносной лампы. Для этого лампу одним проводом подключить к «массе», а другим — к зажиму провода низкого напряжения на распределителе, а затем включить зажигание.
При правильно установленном моменте зажигания лампа должна загораться при совмещении метки на шкиве с меткой на крышке, а наружный контакт ротора должен находиться против контакта первого цилиндра в крышке распределителя. При несовпадении меток нужно снять крышку распределителя, отпустить гайку крепления его корпуса к двигателю и повернуть его корпус по часовой стрелке до замыкания контактов, затем медленно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до загорания контрольной лампы, .одновременно слегка надавливая на ротор против часовой стрелки, чтобы выбрать зазоры. Корпус распределителя следует остановить точно в момент загорания лампы-переноски.
В этом положении корпус распределителя закрепляют, а его крышку устанавливают на место. При этом боковой электрод крышки, против которого стоит ротор, следует соединить высоковольтным проводом со свечой первого цилиндра. Остальные провода соединить со свечами в соответствии с порядком работы двигателя, учитывая направление вращения ротора.

126. При наличии стробоскопа проверить и установить момент зажигания намного проще.

Соединить зажим «+» стробоскопа с выводом «+» катушки зажигания, а зажим «массы» — с неокрашенной частью кузова проверяемого автомобиля.
Между проводом свечи первого цилиндра и свечей вставить ниппель для подключения стробоскопической лампы, обозначить мелом для большей видимости метку на шкиве коленвала и пустить двигатель, направляя мигающий поток света стробоскопа на метку на шкиве, которая, если момент зажигания установлен правильно, при холостом ходе двигателя должна находиться в соответствии с меткой на крышке привода механизма газораспределения. Если метки не совпадают, следует остановить двигатель, ослабить гайку крепления распределителя и повернуть его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения — по часовой стрелке. Затем снова проверить установку момента зажигания.
При установке и проверке момента зажигания будьте осторожны. Вращающийся шкив и клиновидный ремень представляют собой опасность.

127. Момент зажигания установлен правильно, если при движении автомобиля на четвертой передаче по ровной дороге со скоростью 45—50 км/ч резкое до отказа нажатие на газ вызывает незначительные и недолгие детонационные стуки в двигателе.

Отсутствие стуков означает, что зажигание позднее. В этом случае необходимо ослабить крепление распределителя на двигателе и повернуть его рукой против направления вращения ротора на одно-два деления шкалы октан-корректора в сторону опережения (+), а при сильных детонационных стуках — по направлению вращения кулачка в сторону запаздывания (—). Регулировкой установки зажигания следует добиться устойчивой работы двигателя автомобиля, после чего вновь закрепить корпус распределителя на двигателе.
Если добиться правильной установки момента зажигания при помощи октан-корректора не удается, необходимо вновь прибегнуть к способу, описанному в предыдущих советах.



Совет дня
Для мойки двигателя лучше использовать аэрозоль-очиститель для холодной очистки. Мыть двигатель бензином или керосином слишком опасно.