Неисправности системы зажигания
на главную

Философия обхождения с современными автомобилями на Западе проста. Какая-то деталь плохо работает? Заменить! Оно и неудивительно: с их дорогами, климатом и новыми машинами почти все и почти всегда работает хорошо. Иное дело у нас: нам волей-неволей чаще приходится ремонтировать как отдельные детали, так и целые системы, и при этом часто переносить опыт обращения с отечественными автомобилями на иномарки.

111. Итак, вы повернули ключ зажигания, а двигатель не запустился.

Сделайте перерыв 30 с, выключив зажигание, и вновь попробуйте пустить двигатель с работы стартера 10—15 с. Если двигатель не пустился после трех попыток, проверьте исправность свечей, правильность установки зажигания.
Если и свечи, и момент зажигания в порядке, то неисправность следует искать во всей системе зажигания, начиная с цепи тока высокого напряжения по принципу "от простого к сложному", то есть, сначала в крышке распределителя, затем в роторе, проводах высокого напряжения, катушке зажигания.
Лучше, если этот поиск производится человеком, хотя бы немного разбирающимся в машине.
Если в цепи тока высокого напряжения найти причину неисправности не удается, проверяйте цепь тока низкого напряжения: надежность контактов на зажимах, нет ли замыкания «на массу».

112. Очень редко возникает необходимость снять распределитель зажигания целиком.

Когда такая необходимость есть, следует отключить кабель «массы» от аккумулятора, затем отвинтить удерживающие винты и снять крышку распределителя, снять вакуумный шланг (если он есть). Затем нажимаем вовнутрь предохранитель и вытягиваем из предохранителя зажигания многоконтактный штепсель (причем тянем не за кабель, а за корпус штепселя).
Повернуть коленвал двигателя так, чтобы поршень стал в верхнюю мертвую точку зажигания для первого цилиндра.
Для этого перевести коробку передач в положение холостого хода, натянуть ручной тормоз и проворачивать коленвал двигателя (см. совет 14) в направлении вращения двигателя, пока отметка зажигания на ременном шкиве не окажется против отметки на блоке двигателя.


Отметка зажигания на ременном шкиве


После этого одной непрерывной чертой через основание распределителя и блок двигателя помечаем мягким карандашом или фломастером положение распределителя зажигания. Вывинчиваем клеммный винт, снимаем зажим распределителя и вытаскиваем распределитель.
Монтаж осуществляется в обратном порядке.

• Неисправность крышки распределителя

113. Определяем, не в крышке ли распределителя кроется причина отсутствия высокого напряжения на свечах зажигания.

Снимаем крышку с распределителя и осматриваем ее снаружи и изнутри.
Если на крышке распределителя трещины и нитеобразные следы копоти, значит, изоляция пробита, и крышка требует замены.
Если загрязнены центральное и боковые гнезда под наконечниками проводов высокого напряжения, зачистите их наждаком.
Если сломан, сильно изношен скользящий графитовый контакт, называемый "угольком" (находящийся с внутренней стороны крышки), его следует заменить. Проверьте также, свободно ли перемещается в направляющей уголек, не сломана ли его пружина.
Кстати, новый контактный уголек можно изготовить из стержня цилиндрической батарейки от карманного фонаря, обточив его до нужных размеров.

114. Покрытые слоем окиси или обгоревшие электроды крышки очищают надфилем, а если его нет, мелкой монетой (что, однако, не рекомендуется).

После этого электроды и крышку с внутренней стороны протирают смоченной в бензине тряпкой.

115. При неправильно установленном распределителе или неправильной установке проводов высокого напряжения в крышке и на свечах запуск двигателя сопровождается «чиханием» в карбюраторе или хлопками из глушителя.

Даже если двигатель и запустится, работа его будет неустойчивой.
При неисправной крышке распределителя возможны случаи, когда искры между электродами свечей проскакивают, но двигатель не работает, так как моменты появления искр не соответствуют последовательности работы цилиндров двигателя.

• Провода

116. У плохо закрепленных проводов во время движения автомобиля изоляция быстро протирается.

Нарушение изоляции проводов высокого и низкого напряжения происходит также в результате попадания на них бензина, масла, капель электролита, горячей воды или из-за механических повреждений. При поврежденной изоляции в электрических цепях возникают замыкания. Естественно, что в этом случае искры на свечах не будет и двигатель не запустится.

117. При осмотре и техобслуживании автомобиля обращайте внимание на надежность крепления проводов и состояние их изоляции.

Провода должны быть чистыми, гибкими, надежно закрепленными; на них не должно быть следов повреждений, коррозии и грязи. Нельзя, чтобы на их оплетке оставались капли масла, бензина, других технических жидкостей.
Если оплетка влажная, протрите ее ветошью. Если вы заметили трещинки на изоляции проводов, то, прежде всего, обмотайте поврежденные места клейкой лентой, а при первой возможности замените.

• Катушка зажигания бесконтактной системы

118. При смене катушки бесконтактного зажигания ни в коем случае нельзя ставить катушки от контактной системы зажигания, управляемой прерывателем.

Это разрушило бы электронный датчик.
Катушка зажигания проверяется омметром. Если показания сопротивления не достигают определенных для данного автомобиля величин, катушку заменяют.

• Замок зажигания

119. Если вы проверили всю систему, а двигатель все равно запускается с трудом, вам остается проверить, исправен ли замок зажигания.

Подсоедините один конец провода лампы-переноски к «массе» автомобиля, а другой — к клемме замка зажигания. Включите зажигание. Если лампа не горит или горит вполнакала, то замок зажигания неисправен.

120. Разбирать замок зажигания самостоятельно не рекомендуется.

Единственное, что можно посоветовать: проверьте контакт на клеммах, не слетели ли проводки, не окислились ли клеммы.

• Коммутатор

121. Нет импульсов тока на катушку зажигания, нарушена работоспособность коммутатора.

Коммутатор предназначен для преобразования импульсов датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания (он размыкает и замыкает цепь низкого напряжения за счет запирания и отпирания выходного транзистора).
Если система подачи топлива в карбюратор исправна, можно предположить, что неисправен коммутатор. Точную проверку коммутатора можно произвести при помощи лампы-переноски.
Отсоедините от катушки зажигания провод, идущий от клеммы коммутатора, и подключите наконечник провода к контрольной лампе. Другой вывод лампы следует подключить к клемме катушки зажигания. Затем включите зажигание и проверните коленчатый вал двигателя стартером. Если при вращении коленчатого вала контрольная лампа не мигает, значит, коммутатор не выдает импульсов тока на катушку зажигания и требует замены.
При неисправности коммутатора двигатель может не развивать полной мощности, работать с перебоями.

122. Система может работать со сбоями и по причине обрыва в проводах, соединяющих коммутатор с выключателем зажигания или с катушкой зажигания, или ненадежного их соединения.

Нужно тщательно проверить состояние проводов, надежность их соединения. Обнаруженные поврежденные провода заменить, ослабленные соединения закрепить.

123. Обрыв в проводах между датчиком и коммутатором.

Практика эксплуатации «восьмерки» и «девятки» показывает, что очень часто импульсы напряжения от бесконтактного датчика не поступают на коммутатор из-за обрыва в проводах между датчиком-распределителем зажигания и коммутатором. Осмотрите, проверьте состояние проводов и надежность их соединения. Обнаруженные поврежденные провода замените, а слабые соединения проводов с приборами надежно закрепите.

• Бесконтактный датчик

124. Провода исправны, импульсов напряжения от датчика на коммутатор нет: неисправен бесконтактный датчик.

Бесконтактный датчик, расположенный в датчике-распределителе зажигания, выполняет функцию контактов прерывателя в контактной системе зажигания, обеспечивая подачу управляющих импульсов на коммутатор.
Работоспособность датчика проверяют вольтметром: при включенном зажигании и медленном проворачивании коленвала напряжение на выходе датчика должно резко меняться от менее чем 0,4 В до более чем 3 В.



Совет дня
Проверяем и устанавливаем натяжение зубчатого ремня через каждые 60 000 км пробега (раз в 4 года).